АрхеологияИстория заселения человеком Верхнего Поволжья насчитывает не одну тысячу лет. По данным новейших археологических исследований, впервые человек появился здесь в конце древнего каменного века /палеолита/. Археологические раскопки показывают, что окончательно земли Верхнего Поволжья были заселены в эпоху нового каменного века / неолита/. Период неолита характеризуется появлением новых орудий производства. Из камня делались топоры, мотыги, рубила для серпов. Люди научились обрабатывать поверхность орудий ? каменные ножи, топоры, скребла стали удобнее и острее. Несколько позднее появилась новая техника обработки камня: полирование, сверление. Люди научились сверлить в камне отверстие ? это дало возможность насаживать топоры на деревянные палки. Найденные на территории нашего района каменные топоры ярко свидетельствуют об этом. Человек эпохи неолита ведет более оседлый образ жизни. К этому периоду относятся найденные на территории нашего района стоянки древних людей. Одна из них ? стоянка близ с.Сокольское. Состояла она из нескольких землянок. В центре жилища находился очаг, на котором готовили пищу и обогревались в холодное время. К концу неолита появляется больше приспособлений для охоты. На территории Сокольской стоянки были найдены наконечники стрел, грузила для рыболовных сетей. Живя на одном месте значительный промежуток времени, люди стали изготавливать различные сосуды из глины. На территории Сокольской стоянки найдены черепки от глиняной посуды с ямочно-гребенчатым орнаментом. Постепенно орудия труда у древнего человека совершенствовались. Появились предметы из меди. Медный век был хорошо развит на Волге. Племена для защиты от набегов соседей строили на высоких холмах поселения /городища/, укрепленные валами и рвами. Академиком А.А. Спициным в 1897 г. были обнаружены на горе Пушкариха следы укрепленного древнего поселения. Позднее, в 1928 году, археологами С.В. Киселевым и Л.А. Евтюховой проводились раскопки Пушкарихинского городища /Дьякова типа V-VII в.в./ Обнаруженное Пушкарихинское городище представляет собой узкий, длинный массив, окруженный со всех сторон оврагами. По тем временам это была неприступная крепость. В городище были найдены обугленные остатки тына, черепки глиняных сосудов с сетчатым орнаментом, глиняные пряслица, использовавшиеся при прядении, грузила для рыбной ловли, камни для очагов, железные и костяные наконечники стрел, различные женские украшения из бронзы. Жители, населяющие Пушкарихинское городище, принадлежали к финно-угорскому племени - мерян. Судя по распространению городищ Дьякова типа, племя меря обитало в Верхнем Поволжье, в междуречье Волги и Оки, на Валдае. Хоть поволжские и прикамские финно-угорские племена, к которым принадлежали и меряне, к этому времени уже далеко не были дикарями, узнали бронзу, освоили земледелие и культурные связи с соседями, однако в VII-IX веках они еще не вышли за пределы первобытнообщинного строя. Более высокой культурой восточных славян и объясняется обрусение мери, муромы, мещеры, веси, чуди. Оно произошло не в результате завоевания, а как следствие мирного, постепенного расселения славян на восток. Особый интерес для археологов представляют древние погребения человека / могильники, курганы/. На территории Пушкарихинского городища, в боле глубоком культурном слое, обнаружили еще один археологический памятник ? могильник первобытного человека эпохи бронзы. В могильной яме нашли черепки шаровидного сосуда, украшенного орнаментом из коротких насечек в елочку /фатьяновская культура/. Сосуд этот принадлежал умершему, захороненному около 3 тыс. лет тому назад. В 1961 году проводились раскопки Алешковских курганов. Эти курганы относятся к XI-XIII векам и принадлежат к курганам Костромского типа. Курганы представляют собой земляные надмогильные насыпи различной величины и формы. Курганный погребальный обряд вызывался с одной стороны ? желанием обеспечить близкого человека всем необходимым в потустороннем мире ? отсюда устройство могил, подражающее земному жилищу, и снабжение умершего необходимой утварью, пищей, одеждой, оружием. Верой в загробную жизнь и необходимостью обеспечить покойному жилище объясняется сооружение курганов. В зависимости от развития материальной культуры и изменения обряда погребения изменялись вид и содержание курганов. На Руси обычай захоронения в курганах прекратился с введением христианства, однако сельское население вплоть до XIV века продолжало хоронить умерших по старому языческому обряду. Алешковские курганы расположены компактной группой, между ними ? глубокие ямы, из которых бралась земля при сооружении насыпей. На уровне горизонта во всех курганах прослежены как бы рамки из бревен /обугленные/ в виде широких угольных полос. В курганах были обнаружены женские медные украшения: перстни, браслеты, шумящие подвески и т.д. Примечательно, что на браслетах и височных кольцах из славянских Алешковских курганов обнаружен орнамент, в котором используется мотив мерянских узоров. Таким образом, археологические раскопки изменили, традиционное представление о времени основания города и о заселении края. Ко времени основания города Юрьевца на этой территории уже прочно осели славяне. |
||||