Очень развит был здесь и судовой промысел: юрьевчане исстари занимались строительством деревянных судов. Длинный список населенных пунктов, жители которых были в этом ремесле искусны, открывают Юрьевец и Пучеж, а деревням "несть числа": на левом берегу - вся Унжа, а на правом - Орехово, Облёзово, Новленское, Голодаиха, Красная гора, Подсосняжное, Черная Потаниха, Жарки, Высокие поля, Порохово и многие другие. Большой знаток Волги А. А. Клыков пишет: "В старые годы постройку деревянных судовых корпусов начали жители города Юрьевца, расположенного при впадении реки Унжи в Волгу. От них это занятие переняли жители соседних сел по нижнему течению Волги. Так, вплоть до Нижнего Новгорода, теперь города Горького, население этих сел и городков занималось постройкой судов. Катунки, Городец, село Копосово, куда даже каспийские рыболовы приезжали заказывать мореходные суда, Балахна и знаменитое Сормово - все это были "гнезда" строителей речного, а иногда и морского флота". В юрьевецкой округе производилось в год до сотни разнообразных деревянных судов: беляны и расшивы, дощаники и каюки, кладнушки и завозни. Все это двигалось самоплавом, бечевой, под парусами, на веслах, завозом, то есть подтягиванием к якорю, а то и посредством шестов. Для волгарей характерно особое отношение к судам. На пристани всегда было людно. Юрьевчане приходили встречать каждый пароход, а отдельные энтузиасты умудрялись не пропускать даже ночные "самолетские" рейсы. Модели судов мастерили на досуге и взрослые и дети. Писатель П. И. Мельников- Печерский, родом нижегородец, отмечал, что в тех местах по Волге, где занимались судостроением, были на домах или воротах "для красы поставлены" маленькие расшивы, а позднее пароходы. Такая традиция существовала и в Юрьевце, где и по сей день фронтоны некоторых старинных домов украшают модели судов. |
||||