История
История города
Крепость на Волге
Жизнь на посаде
От бурлаков до пароходов
Бурлачество
Деревянные суда
Пароходство
Пристани
Вихри перемен
Современный город
Капиталистичес- кое развитие
Легенды, мифы, религия
Затопление
Областной музей города Юрьевца
Культура г. Юрьевца
Путушествие в г. Юрьевец
Новости
Англ. версия


В 1849 году под Нижним Новгородом был построен Сормовский завод. Первый выпущенный им пароход с металлическим корпусом вышел в рейс под названием "Переворот", но оно не понравилось царю и было заменено на "Ориноко". Однако железные суда действительно совершили переворот в волжском судоходстве. Русские первыми в мире создали многие типы судов: палубные суда, танкеры, теплоходы, дизель электроходы, суда на подводных крыльях, ледоколы, включая атомные.

С развитием капитализма во второй половине XIX века в России возникает множество пароходных компаний, большая часть иэ которых, впрочем, исчезла, не выдержав жестокой конкуренции. В Юрьевце находились пристани целого ряда фирм товаропассажирского движения по Волге и ее притокам: "Самолет", "Кавказ и Меркурия", пароходства М. К. Кашиной, "Братья Каменские", "Зевеке", "Русь" и другие. Существовало и свое местное Волго-Унженское пароходство, главным заправилой которого был макарьевский судовладелец Ф. Е. Крепиш. Частной собственностью этого оборотистого и предприимчивого дельца была целая флотилия: двухпалубные пассажирские пароходы "Мантурово" и "Малоугоры", однопалубные буксирно-пассажирские "Шомохта", "Кема" и грузовые буксиры "Ухтубуж", "Вига" и "Лес". Менее значительными капиталамм владели унженские судопромышленники Лапшип, Немков, братья Лапшины. Суда были и у юрьевецких купцов Духинова, Лицова, Кочергина, Гурычева, Рябинина, Покровского.

Честолюбивым хозяевам и хозяйчикам мало было того, что на них работала целая армия капитанов, механиков, лоцманов и речных пролетариев"матросов, кочегаров, крючников (грузчиков). Им хотелось еще непременно увековечить свои имена в названиях пароходов. На бортах аршинными буквами красовались фамилии людей, единственным достоинством которых был толстый кошелек. Волжские воды бороздили "Братья Смирновы", "Лапшин", "Кочергин", "Рябинин". А пароходчица Кашина умудрилась дать пароходам имена своих близких и дальних родственников: "Мария", "Харитина", "Анна", "Михаил", "Матвей", вплоть до горничной, именем которой был назван пароход "Верочка". Возглавлял эту семейную флотилию пароход "Кашин". Ходили по Волге также суда под названиями "Купец", "Фабрикант", "Мукомол", "Слуга покорный". Пароходное общество "Кавказ и Меркурий", имевшее привилегии от царского правительства, присвоило судам наименования "Император Александр III", "Царевич Николай", "Великая княжна Ксения" и другие.

После Октябрьской революции с национализацией флота старые пароходы были переименованы. Оставлялись только названия рек и городов, имена писателей, деятелей истории и культуры, заслуживших народную любовь и уважение. В названиях волжских судов, построенных в советское время, нашла отражение, социалистическая эпоха, увековечена память о славных сынах и дочерях нашей великой Родины.