История
История города
Легенды, мифы, религия
Святые подвижники Юрьевецкой земли
Храмы, их судьба
Входо- Иерусалимский собор
Богоявлен- ская церковь
Благовещен- ская церковь
Вознесенская церковь
Рождествен- ская церковь
Во имя сошествия Святого Духа
Троицкая церковь
Кривоозер- ский монастырь
Затопление
Областной музей города Юрьевца
Культура г. Юрьевца
Путушествие в г. Юрьевец
Новости
Англ. версия


Входо-Иерусалимский собор.

/ул.Советская, д. 41/

1733г.

Собор состоит из храмовой части - грузного двухсветного четверика с обширной апсидой, восточная стена которой имеет в плане очертания трехлопастной кривой, - и примыкающей к четверику с запада небольшой трапезной, почти равной апсиде по протяженности бокового фасада. Четверик с двумя стоящими поперек храма столпами, перекрыт системой идущих параллельно стенам узких коробовых сводов на подпружных арках, перекинутых от столбов на стены. Своды осложнены широкими распалубками в местах их пересечения и сложными вырезами вокруг пяти световых барабанов, из которых центральный тесно зажат между столпами, а боковые вплотную придвинуты к углам. Существующие ныне своды четверика не первоначальные. Следы срубленных пят старых сводов, располагающихся значительно ниже, видны на внутренних поверхностях стен храма. Апсида с полусомкнутым сводом соединяется с храмом тремя проемами; такие же три проема ведут из храма в перекрытую полулотковым сводом трапезную.

Первоначальная фасадная декорация памятника имеет очень плоскостной характер. Ее элементы - угловые лопатки, обрамления окон второго света четверика с тонкими полуколоннами, колонки во входящих углах восточной стены апсиды и в начале закруглений боковых дуг кривой, венчающий многообломный карниз с лентой поребрика и сухариками - восходят к традициям XVII в., но выполнены в характерной для XVIII столетия суховатой манере. Барабаны и верхние части фасадных стен были выполнены заново при замене сводов, осуществленной по проекту архитектора Мечнинова в 1806 г., после пожара, но карниз четверика повторяет форму старого карниза апсиды. Аркатурные пояса из штукатурки под карнизами памятника, штукатурные обрамления окон апсиды, трапезной и первого света храма, а также полуциркульные завершения наличников окон второго света (эти окна, видимо, были растесаны вверх) относятся также ко времени переделки сводов. Обрамления порталов храма отсутствуют, судя по старым фотографиям и акварелях братьях Чернецовых, перед ними были крыльца с высокими фигурными кровлями.

Соборная колокольня

Ул. Советская, 39

пер. половина XIX в.

Дату сооружения колокольни по имеющимся в распоряжении авторов проекта библиографическим материалам установить не удалось. Впервые она показана на плане Юрьевца 1850 года. По стилистическим признакам здание относится к периоду позднего классицизма, хронологически укладывающемуся во вторую четверть XIX в.; ряд общих декоративных мотивов и характер кладки сближает его со зданием Успенского городского собора 1833 года.

Пятиярусная 70 метровая (до основания шпиля) беленая колокольня стоит на переломе Советской улицы по оси ее южного отрезка от Соборной площади до южной части города. Ее характерный для приволжских колоколен стройный вытянутый силуэт является доминантой ансамбля городского центра. Памятник представляет собой ярусную композицию из четырех последовательно убывающих по площади высоте четвериков, увенчанных цилиндрическим пятым ярусом с куполом и шпилем. В конструк-тивном отношении каждый четверик состоит из четырех несущих угловых пилонов, соединенных перемычками, образующими арочные пролеты звена. Первый ярус, в котором помещалась церковь во имя Георгия Победоносца (в память Георгиевской церкви, построенной при основании Юрьевца), перекрыт крестовым сводом. Перекрытия вышележащих ярусов деревянные, и только последний ярус накрыт кирпичным куполом с люкарнами, играющими роль резонатора звона. Фасадные грани пилонов декорированы трехчетвертными колонками тосканского ордера, количество которых убывает от шести в первом ярусе до двух в четвертом, развитыми классическими антаблементами, и фронтонами над пролетами звена, организующими обрамления пролетов в композиционно законченные ячейки, построенные по принципу табернаклей.

Успенский собор.

/ул. Советская д. 43/

1825-1833 г.

Зимний Успенский городской собор стоит к северу от старого Входоиерусалимского собора не небольшой площади между Советской улицей и восточным склоном Предтеченской горы.

Кубический объем собора накрыт железной кровлей в форме четырехгранного сомкнутого свода, которую венчала декоративная глава на деревянной тумбе с волютами. Плоский карниз со ступенчатыми модульонами отсекает в верхней части стен аттик, в который вписаны приплюснутые фронтоны, покрывающие четырехколонные тосканские портики северного и южного фасадов и равновеликие прямоугольные объемы апсиды и притвора, примыкающие к центральному кубу с востока и запада. Торцовые фасады притвора и апсиды обработаны приставными портиками - у притвора из трехчетвертных колонн, а у апсиды из пилястр - аналогичными боковым портикам собора. В интерколумниях всех портиков в два яруса прорезаны оконные проемы. На гладких полях стен справа и слева от портиков помещено по одному большому окну с широким рустованным наличником, переходящим выше проема в полуциркульный архивольт с лепным акантом на замковом камне. Объем собора очень статичен, чувствуется стремление достичь максимально возможной одинаковости всех четырех фасадов. Все детали декора выполнены с предельным упрощением форм - так, например, у тосканских капителей колонн отсутствует эхин, замененный преувеличенной тяжелой абакой.

В интерьере собора подпружные арки, опирающиеся на четыре широко расставленных столпа, несут полусферический купол без барабана, перекрывающий центральную часть помещения. Боковые пространства невелики и перекрыты плоскими деревянными потолками, что еще больше подчеркивает значение подкупольного пространства; только выдвинутая на восток апсида имеет цилиндрический свод.

Росписей в интерьере не было. Темными кантами, проходящими вдоль ребер архитектурных членений, коричневато-зеленые поверхности стен разделены на поля различной формы.