|
|
|
Церковь
во имя Сошествия Святого Духа
Городское кладбище
1819 г. - к XIX в.
Кирпичная церковь, почти
квадратная в плане, без трапезной, с двумя боковыми приделами и колокольней. В
здании можно различить три строительных периода. Наиболее старым является его центральный объем, построенный в 1819 г. юрьевецким купцом И. В. Поляковым. Это
? прямоугольный, вытянутый по
продольной оси трехчастный храм, квадратная средняя ячейка которого перекрыта полусферическим куполом с низким глухим барабаном на парусах, и равновеликие
восточная и западная (апсида и притвор) ?
продольными цилиндрическими сводами. Внутреннее пространство храма
совершенно единое, подкупольная часть слабо отделяется от торцовых только
подпружными арками; фасадные стены были расчленены узкими пилястрами. Над
прямоугольным проемом западной двери в храм сохранился сандрик на простых
волютах- консолях. Античный сандрик есть и над восточным окном апсиды, где он
играет роль архитрава, отделяющего от прямоугольного проема окна большую
полукруглую фрамугу. Центральные части фасадов завершались фронтонами. В
стилистическом отношении храм является характерным памятником несколько
схематичного провинциального классицизма.
Во второй половине XIX в. была построена колокольня,
тамбуром соединенная с западным фасадом храма. Три четырехгранных яруса ее
прорезаны в каждой грани проемами с арочками, и увенчаны вспорушенным сомкнутым
сводом с люкарнами и шпилем на граненом барабанчике. Декорация колокольни
соответствует стандартной позднеклассической схеме и вся выполнена из кирпича,
причем прямолинейных профилей в обломах нет (встречается только подсечка
граней); очевидно, здание предполагалось штукатурить и штукатуркой проработать
все профили, однако это не было выполнено и ограничились сырой побелкой.
В конце XIX в. или начале XX в. появились два
одинаковых придела по бокам храма, во всю его длину, увеличившие площадь помещения почти втрое. Потолки в приделах плоские, деревянные, восточные стены
прямые. С храмом они соединены двумя парами пробитых в его стенах арок. Боковые
фасады равномерно расчленены лопатками на четыре придела, в трех из которых
прорезано по окну, а в одном (втором с запада) ? дверной проем. Приделы,
видимо, были надстроены в середине нашего века, когда и появились над старой карнизной тягой маленькие лежачие окошки.
В интерьере первоначальной части храма сохранилась
сильно поновленная масляная живопись конца XIX или начала ХХ в., иконостас того
же времени в эклектическом стиле, и поздняя церковная утварь.
|
|