История
История города
Легенды, мифы, религия
Святые подвижники Юрьевецкой земли
Храмы, их судьба
Входо- Иерусалимский собор
Богоявлен- ская церковь
Благовещен- ская церковь
Вознесенская церковь
Рождествен- ская церковь
Во имя сошествия Святого Духа
Троицкая церковь
Кривоозер- ский монастырь
Затопление
Областной музей города Юрьевца
Культура г. Юрьевца
Путушествие в г. Юрьевец
Новости
Англ. версия


Церковь во имя Сошествия Святого Духа

Городское кладбище
1819 г. - к XIX в.

Кирпичная церковь, почти квадратная в плане, без трапезной, с двумя боковыми приделами и колокольней. В здании можно различить три строительных периода. Наиболее старым является его центральный объем, построенный в 1819 г. юрьевецким купцом И. В. Поляковым. Это ? прямоугольный, вытянутый по продольной оси трехчастный храм, квадратная средняя ячейка которого перекрыта полусферическим куполом с низким глухим барабаном на парусах, и равновеликие восточная и западная (апсида и притвор) ? продольными цилиндрическими сводами. Внутреннее пространство храма совершенно единое, подкупольная часть слабо отделяется от торцовых только подпружными арками; фасадные стены были расчленены узкими пилястрами. Над прямоугольным проемом западной двери в храм сохранился сандрик на простых волютах- консолях. Античный сандрик есть и над восточным окном апсиды, где он играет роль архитрава, отделяющего от прямоугольного проема окна большую полукруглую фрамугу. Центральные части фасадов завершались фронтонами. В стилистическом отношении храм является характерным памятником несколько схематичного провинциального классицизма.

Во второй половине XIX в. была построена колокольня, тамбуром соединенная с западным фасадом храма. Три четырехгранных яруса ее прорезаны в каждой грани проемами с арочками, и увенчаны вспорушенным сомкнутым сводом с люкарнами и шпилем на граненом барабанчике. Декорация колокольни соответствует стандартной позднеклассической схеме и вся выполнена из кирпича, причем прямолинейных профилей в обломах нет (встречается только подсечка граней); очевидно, здание предполагалось штукатурить и штукатуркой проработать все профили, однако это не было выполнено и ограничились сырой побелкой.

В конце XIX в. или начале XX в. появились два одинаковых придела по бокам храма, во всю его длину, увеличившие площадь помещения почти втрое. Потолки в приделах плоские, деревянные, восточные стены прямые. С храмом они соединены двумя парами пробитых в его стенах арок. Боковые фасады равномерно расчленены лопатками на четыре придела, в трех из которых прорезано по окну, а в одном (втором с запада) ? дверной проем. Приделы, видимо, были надстроены в середине нашего века, когда и появились над старой карнизной тягой маленькие лежачие окошки.

В интерьере первоначальной части храма сохранилась сильно поновленная масляная живопись конца XIX или начала ХХ в., иконостас того же времени в эклектическом стиле, и поздняя церковная утварь.