ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬЦерковь была построена в 1815 году, в честь победы над французами в войне 1812 года. Памятник представляет собой симметричную относительно продольной оси композицию из примыкающих друг к другу объемов храмовой части, трапезной и колокольни. Храм относится к типу ?восмерик на четверике?, причем громоздкий восьмерик ? доминирующая в объемном отношении часть композиции по форме приближается к четверику со срезанными углами. Перекрыт восьмерик высоким сомкнутым сводом с люкарнами и световым граненым барабаном, увенчанным еще одним барабанчиком. В северной и южной гранях восьмерика прорезаны по три больших окна с полуциркульными перемычками. К нижнему четверику примыкает с востока равновысокая ему апсида с прямыми боковыми стенами и полукруглой восточной. Перекрытая цилиндрическим сводом трапезная с двумя одинаковыми приделами, не является первоначальной; она выстроена на месте старой трапезной, между храмом и одновременной ему колокольней, в середине или второй половине прошлого века. Сохранившийся первый ярус колокольни с четырьмя несущими угловыми пилонами с арочными пилонами между ними, ныне заложенными, перекрыт крестовым сводом. Четырехгранный, венчающийся куполом со шпилем, ярус звона колокольни разобран в первой половине этого века. Фасадная декорация старых частей церкви подверглась значительным переделам одновременно со строительством новой трапезной. Стены тогда были покрыты толстым слоем штукатурки. У четверика храма и апсиды сделаны новые штукатурные карнизы на дощатом каркасе, а окна восьмерика получили штукатурные же обрамления, повторенные вокруг ложных окон на его западной, восточной и диагональных гранях. От первоначального декора в стиле раннего классицизма сохранились тосканские пилястры апсиды и обоих ярусов храмовой части, граненые филенки под окнами восьмерика, обрамление прямоугольных оконных проемов четверика и апсиды без наличников, только наружными четвертями, и еще декорация первого яруса колокольни и филенками на пилонах, антаблементом, и замковыми камнями на арках входа. В интерьере храма сохранилась клеевая живопись XIX в. в традициях барокко, с многофигурными композициями, обрамленными пышными картушами и архитектурными деталями, выполненными в технике ?Гризайль?. |
||||