Благовещенская церковьЭта церковь дона из самых приметных страниц каменной летописи Юрьевца. В 1676 году мы можем обнаружить ее на том же месте, на базарной площади, деревянную, при вознесенском храме. На том же погосте другая церковь деревянная - Благовещение Пресвятые Богородицы, да в пределах успения Пресвятые Богородицы, да Алексия митрополита, рублена с трапезою на четыре угла, главы круглые, обиты чешуею, кресты деревянные, обиты железом белым; у церкви паперть. Покрыта церковь и алтари, и трапеза, и паперть тесом". . Церковь не имела еще своей колокольни - звонили в соседней колокольни вознесенской, имевшей восемь колоколов. Но была почитаема, богато убрана, в ней находились 72 иконы старого письма, тридцать книг печатных, да одна письменная. Служил в обеих один поп Авраам Прохоров. Обе имели единые пашенные и сенокосные угодья. Но вскоре Вознесенскую переносят к подножию Белого города. Благовещенская становится наиболее почитаемой приходской. Алтарной частью она выходила на Волгу и первой встречала гостей города с пристаней и перевозов; ворота же выходили прямо на базарную площадь. На расстоянии 10-20 саженей находились лавки наиболее богатых купцов и "Государев погреб". И купцы, и покупатели - частые гости Благовещенской: надо упросить Богородицу с совершении выгодных сделок. Церковь богата на подношениях. Конец XVII века был переломным как для России, так и для Юрьевца К власти пришел Петр I, который круто поворачивает политику. В Юрьевце приостанавливает-ся строительство крепости Белый город, упраздняется Стрелецкая слобода, тысячи посадских и уездных плотников мобилизованы на строительство русского флота под Воронеж и Архангельск. Из Юрьевца забирают самых умелых, строивших волжские суда и церкви. Город, никогда не знавший крепостного права, в течение более пяти веков бывший стратегической крепостью в устье Унжи, превращается в вольный город, торговый центр на Волге, город ремесленников, мастеров, художников, сплавщиков леса, столицу бурлаков на участке Волги от Нижнего до Костромы, приютом и воротами на север. Город начинает строительство каменных храмов. Первенец - Благовещенская церковь с колокольней возведена в 1700 году, освящена в 1702 году Казанским митрополитом Тихоном. Церковь построена "иждивением гражданина Фомы Климентова Ситникова", служителями и посадскими. Каменщики и художники вложили всю душу и сердце в постройку. Церковь относилась к лучшим и красивейшим культурным сооружениям России. Вот что говорил русский художник В. В. Верещагин, бывший в здешних краях. "Спустившись снова по Унже (май - июнь 1888 г.), мы остановились в Юрьевце дожидаться парохода, где имели время осмотреть некоторые церкви. Первое мест принадлежит Благовещенской... снаружи сохранившей вполне характер времени Алексея Михайловича и чрезвычайно изящно убранной изразцами. Эти последние так хороши, такого смелого, красивого рисунка, что мы просто залюбовались ими...". "Благовещенская церковь хорошо известна в истории русской архитектуры╩ подробно изучена, - пишет в своей книге ивановский краевед Л. Шлычков. - Ее создали мастера, воспитанные XVII веком и тяготеющие к узорочью. Они свободно обращаются с плоскостью стены, легко увязывая в единый архитектурный аккорд и рельефные детали, и радугу изразцов. Впоследствии преемственность артели строителей заметно сказалась при строительстве Богоявленской и Сретенской церквей". Стены церкви древнерусской кладки, на бутовом фундаменте с архитектурными деталями и богато убраны майоликой, главки были покрыты поливной черепицей. По четверику, апсиде, трапезной и притвору проходил карниз с изразцовыми фризами. Сооружение гармоничностью своих архитектурных форм и деталями производит сильное впечатление. В центре южной стены было расположено тройное окно с наличниками, дающими в солнечный день сочные глубокие тени. Выше над ними расположены два окна, заканчивающихся замысловатым наличником борющихся льва и единорога. Церковь имела престолы в честь Божьей Матери, празднования Ее Благовещения и Спасителя Николая. Замечательный резной деревянный золотой иконостас, в составе которого находилась копия знаменитой чудотворной иконы Владимирской Богоматери, вывезенной Андреем Боголюбским из Киева. При замене рам иконостаса Верещагин упросил "прелестные рамочки" отослать в зарождающийся ростовский музей. Пахотной земли при церкви было более 100 десятин. Отхожий починок в Родноновках; сенокосной земли в пустошах Домуха, Кочева, Безымянной, Ореховский луг более 4 десятин, лесной земли 39 десятин. Прихожан 306 мужского пола, 321 женского; 18селений. Жители деревень занимались сельским хозяйством, горожане - частью торговлей, частью работой на фабрике. В двадцатые годы двадцатого столетия к колокольня была разобрана, а здание переделано под хлебозавод. В пятидесятые годы оно разобрано при строительстве дамбы. При разборке церкви сделано большое открытие: под тремя слоями клеевых закрасок обнаружен иконостас, написанный прямо на стене техникой стенописи XVII века. Уникальность этого высокохудожественного искусства настолько поражает, что художественный совет Большой Советской Энциклопедии признал стенопись одной из лучших в стране за все годы фресковой росписи. Иконостас изготовлен в соответствии с канонами русской православной церкви. Нижний ярус из приставных икон на досках - "местный ярус". Первый ярус стенописи - "Праздники" (14 фресок) - почти полностью утрачен из-за насечек при переделке церкви под хлебозавод. Второй ярус - "апостольский" - тринадцать фресок. В центре "Христос во главе с предстоящими": слева Богоматерью, архангелом Михаилом и четырьмя апостолами во главе с апостолом Петром. Слева аналогично изображены: Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и четыре апостола во главе с апостолом Павлом. Третий ряд - "Пророки" - 15 фресок со средником "Богоматерь на престоле с младенцем Христом на руках". В четвертом ярусе 13 изображений "праотцов". В центре изображения Саваофа с младенцем Христом на руках и Святым духом в виде голубя на груди - так называемое "Отечество". Над праотцами - "великомученики" в одиннадцати круглых медальонах. Крайние справа и слева - "благоверные князья". Один, вероятно, Александр Невский, канонизированный церковью. В северном углу восточного свода просматривались остатки фресковой живописи с изображением группы воинов и фигуры молодого человека в красно-коричневой драпировке. Высота фигур - 1,5 метра. Судя по этим изображениям и изображению Голгофы в виде пригорка с графьями костей и черепа ("голова Адама") и еле заметным намеком графьи креста и трости - весь восточный свод церкви занят композицией "Распятья с предстоящими". По другим сводам и стенам обнаружить стенопись не удалось. Иконостас был цветистым и в то же время гармоничным по живописи. Рисунок выдает руку первоклассного мастера. Он выполнен строже и тоньше, чем работы ярославских мастеров. Старший художник-реставратор Центральных реставрационных мастерских С. Чуранов, производивший снятие фресок, предположил, что эту рукопись делал царский изограф Кирилл Уланов, через восемь лет постригшийся в монахи Кривозерского монастыря. Однако научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталья Корнеева, занимающаяся творчеством Кирилла Уланова, считает, что Уланов монументальной живописью не занимался. Очень заманчиво видеть в стенописном иконостасе Благовещенской церкви произведение школы юрьевецких мастеров. Спасенные и реставрированные фрески Благовещенской церкви Юрьевца, как и работы Корнилия - Кирилла Уланова, можно посмотреть в музее Рублева в Москве. |
||||